Cookies

29 548
Оглавление

Вы наверняка видели всплывающие окна на сайтах с предупреждением о сборе cookie-файлов. Cookies — это небольшие текстовые файлы, которые сохраняются на компьютере или смартфоне пользователя. В этих файлах может содержаться любая информация о посетителях сайта:

  • место проживания;

  • время посещения;

  • с какого устройства совершен вход;

  • какие страницы просматривали.


У каждого сайта есть персональный набор cookie-файлов. Доступ к информации о пользователях появляется только после посещения страницы. А фиксировать сведения о людях cookies могут только с согласия пользователя.

Для чего нужны куки

Куки помогают сайту не просто запоминать, но и идентифицировать пользователя. Например, когда вы заполняете форму со своими данными при покупке на сайте, в следующий раз на этом сайте вы увидите приветственное персональное письмо. А без cookie-записей многие сайты теряют часть возможностей.

Данные для авторизации

В личные кабинеты на сайтах мы обычно заходим с помощью логина и пароля. Изначально нам предлагают авторизацию и сохранение данных. Именно куки позволяют без проблем совершать повторное посещение страниц и не вводить данные заново. Например, вы зарегистрировались на сайте онлайн-кинотеатра, ввели свои данные, а cookie начали передавать сохраненные файлы в фоновом режиме.

Личные настройки

Cookie-файлы помогают сохранить в настройках сайта необходимую информацию для быстрой и качественной загрузки: язык, стиль оформления, элементы интерфейса, геолокация. Без этих данных настройки сайта сбивались бы каждый раз при закрытии страницы.

Быстрая загрузка сайтов

Повторное открытие страниц сайта происходит быстрее, чем во время первого посещения. Дело в том, что сайт подгружает информацию из cookies, нагрузка на сервер снижается и контент загружается быстрее.

Оформление заказов в онлайн-магазинах

Когда посетитель отправляет товар в корзину, но по каким-то причинам покидает сайт без покупки, после возвращения содержимое корзины сохраняется благодаря куки, и не нужно искать товар заново. То же касается агрегаторов и функции сравнения товаров в Яндекс.Маркете, которая работает с помощью cookies.

Персонализация

Когда вы ищете какой-то товар в интернете, вас начинает преследовать реклама этого товара. Вы переходите по ссылкам на сайты, а алгоритмы запоминают ваши предпочтения — на их основе настраивают таргетинг и подбирают рекламу.

Типы cookies

Куки делят по времени и месту хранения. Ознакомимся с каждым видом.

Сессионные

По-другому их еще называют временные. Они сохраняют данные о пользователе, пока он находится на сайте. После того как сессия завершена (браузер закрыт), cookies автоматически удаляются.

Постоянные

Постоянные куки остаются на устройстве пользователя и не удаляются после завершения сессии. Но у некоторых сайтов есть временные ограничения: если вы какое-то время после регистрации не заходите на ресурс, в следующий раз вам придется снова вводить свои данные.

Сторонние

Данные в этом случае хранятся на сторонних платформах — например, в аналитических системах (Яндекс.Метрика, Google Analytics). Сторонние куки собирают, когда нужно оценить эффективность рекламного объявления: вы отправляете статистику с сайта сервису, а он выдает расширенную информацию о посетителях (какие еще ресурсы они посещали, их семейное положение).

Сквозная аналитика — еще один инструмент для оценки рекламы. Система объединяет данные со всех рекламных площадок, метрик и CRM в одном окне. Подключите сквозную аналитику MANGO OFFICE. Кроме стандартных функций, в сервис встроен коллтрекинг, который учитывает звонки в компанию в общей статистике. Сравнивайте количество показов объявления, обращений, лидов и следите, как клиенты проходят по воронке продаж.

Супер-cookies

Это отслеживающие файлы-cookies. Их главные особенности:

  • не хранятся на устройстве пользователя;

  • создаются интернет-провайдером, а не веб-сайтом;

  • их невозможно удалить без помощи провайдера.


Супер-cookie могут использоваться для сбора данных о личных предпочтениях пользователей в интернете, включая данные о времени, в которое они посещают. Обычно такой сбор данных небезопасен — их могут использовать для кражи информации о пользователях.

«Зомби»

Эти файлы-cookie невозможно удалить. Даже если вам это удалось, данные легко восстановить с помощью программирования в специальных программах. Поисковые системы блокируют ресурсы с записью «вечных» кукис.

Как cookies используют в маркетинге

Cookies — инструмент для аналитики рекламы и изучения целевой аудитории. Они важны для всех площадок, где учитывают поведенческие факторы пользователя: интернет-магазинов, корпоративных сайтов, продающих лендингов. В файлах хранится не только информация о товарах, которые просматривал посетитель, времени, которое он провел на сайте, но и из какого ресурса он перешел (параметр UTM-метки).

С помощью куки можно также вернуть потенциального покупателя, который ушел с сайта без покупки: этому человеку будет встречаться контекстная или таргетированная реклама с ранее просматриваемым предложением.

Куки в email-маркетинге

В email-маркетинге куки используют для аналитики пользователей, которые подписались на рассылку компании. О потенциальном клиенте собирают данные:

  • как часто посещает сайт компании;

  • сколько времени проводит на страницах;

  • какими товарами интересуется.


С этой информацией можно сформировать письмо, которое будет соответствовать интересам пользователя. Например, добавить условия акции на категорию товаров, которую он часто просматривает на сайте. Cookies также добавляют в саму рассылку — в изображение или гиперссылку в письме. Подписчик кликает, переходит на сайт, а его действия фиксируются в куки-файлах. С помощью полученных данных маркетологи анализируют результаты кампании.

Чтобы выяснить, какие каналы привлечения клиентов работают, а какие тратят маркетинговый бюджет, отслеживайте источники обращений клиентов по e-mail. Email-трекинг MANGO OFFICE работает так же, как и коллтрекинг — клиент видит уникальный почтовый адрес, отправляет письмо в компанию, а система фиксирует точный источник, рекламное объявление и ключевые слова.

Как законодательство регулирует cookies

Пользовательские данные в руках злоумышленников могут натворить немало проблем. Поэтому законодательство ужесточило меры в отношении cookie-файлов. В России сбор куки регулирует 152-ФЗ «О персональных данных»: каждый владелец сайта должен сначала получить согласие пользователя на сбор информации. Для этого нужно опубликовать «Политику конфиденциальности» с подробным описанием данных для сбора, способа их хранения, целей обработки, возможности удаления или изменения сведений.

Чем опасны файлы-cookie

Файлы сами по себе никакой опасности не несут — заразить компьютер вирусом через них невозможно. Если открыть куки через текстовый редактор, вы увидите набор букв, цифр и знаков. Проблемы могут принести злоумышленники, которым попадут в руки персональные данные: с их помощью можно авторизоваться в личном профиле на сайте и получить доступ к вашим паспортным данным или банковской карте. 

Безобидное, но неприятное последствие кражи cookie-файлов — рекламный спам на почте.

Зачем нужно удалять куки

Кроме угрозы мошенничества и спама, куки стоит удалять ради конфиденциальности перемещения в интернете. А также, чтобы освободить память на компьютере.

Ничего страшного при удалении cookie-файлов не случится. У вас станет больше места на устройстве, но при посещении сайтов, вам придется заново вводить логин и пароль. Возможно, некоторые настройки сайтов будут сбиты, но они восстановятся при первом же посещении.

Как разрешить, запретить и удалить куки

Google Chrome. В настройках браузера, в разделе с конфиденциальностью можно разрешить или запретить сохранение cookie-записей. Для очистки перейдите в «Историю» и выберите пункт «Файлы cookie и другие данные сайтов».

Яндекс.Браузер. В верхнем углу браузера кликните значок «История», после выберите «Очистить историю» в самом низу и поставьте галочку под файлами cookies. Для настройки разрешения cookie-файлов перейдите в настройки и выберите вкладку «Сайты», затем подраздел «Расширенные настройки сайтов».

Opera. Чтобы очистить данные сайтов, найдите на боковой панели вкладку «История» и нажмите кнопку «Очистить историю посещений», выберите из предложенного списка «Файлы cookie» и подтвердите свои действия. Для разрешения или запрета на сохранения данных, перейдите в настройки и установите нужные параметры.

Браузер на телефоне Android. Зайдите в браузер и перейдите в настройки. Там есть раздел «Настройки сайтов», а в нем все параметры. Для удаления cookies нажмите «Личные данные», затем «Очистить историю» и поставьте галочку напротив нужного пункта.

Очищение с помощью CCleaner

Необязательно удалять файлы cookie самостоятельно, можно воспользоваться специальной программой. Одна из самых популярных — CCleaner. Программа бесплатная и простая в работе:

  • зайдите в раздел «Очистка»;

  • выберите «Приложения»;

  • проведите анализ удаляемых файлов;

  • дождитесь очистки.


Самое главное

Кража данных может произойти по вине владельца сайта, поэтому нужно знать меры безопасности:

  • посещайте страницы только с защищенным соединением;

  • избегайте сайтов с многочисленными рекламными объявлениями;

  • включайте режим инкогнито, если не хотите, чтобы ваши действия отслеживали;

  • ограничьте количество сторонних плагинов;

  • не вводите персональные данные без необходимости;

  • читайте отзывы других пользователей о ресурсе, прежде чем вводить сведения.



Актуальное

134
CSAT (Customer Satisfaction Score)
CSAT (Customer Satisfaction Score) широко используется командами колл центров и контакт центров для оценки удовлетворенности клиентов обслуживанием.
532
FCR (First call resolution rate)
Показатель оперативности решения запросов при первом обращении, может быть полезен для отслеживания и повышения эффективности обслуживания клиентов службой поддержки
819
Конверсионный маркетинг
Конверсионный маркетинг ― это стратегия, которую применяют в условиях отрицательного спроса. С помощью конверсионного маркетинга выявляют причины негативных мнений.
10 358
PESO
Что такое PESO в маркетинге и почему это важно для бизнеса. Как использовать PR-модель. Как оценить эффективность Paid-, Earned-, Shared- и Owned-каналов.
8 695
Inbound-маркетинг
Что такое инбаунд-маркетинг и зачем он нужен бизнесу. Плюсы и минусы, инструменты, примеры. Чем отличается от контент-маркетинга. Как внедрить inbound-маркетинг: пошаговая инструкция и советы по запуску
10 636
Кейс в маркетинге
Что такое кейсы в маркетинге простыми словами. Зачем и когда они нужны маркетологу. Как составить маркетинговый кейс: пошаговая инструкция и примеры